Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Играя, ваш ребенок развивается
Играя, ваш ребенок развивается.
У большинства людей детство ассоциируется с игрушками. Но, кроме личной ценности для каждого из нас, игрушка обладает ценностью общечеловеческой, так как представляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и более веселого одновременно. Игрушка для ребенка – среда, которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Одновременно игрушки - товар, который взрослый выбирает и покупает для детей. Поэтому относиться к выбору игрушек, по крайней мере, взрослым, нужно очень серьезно. Развитие ребенка происходит в разных видах деятельности, в ходе которых малыш преобразует не только предмет своей деятельности, но и себя. Осознание окружающего вида мира происходит прежде всего в действии. Исходя из этого, главная функция игрушек – активизация детской деятельности, но и себя. Осознание окружающего мира происходит прежде всего в действии. Исходя из этого, главная функция игрушек – активизация детской деятельности. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка и способствовать становлению новых форм его деятельности. Выбирая ту или иную игрушку, взрослый должен отчетливо представить, что ребенок с ней будет делать. Психологи выделяют две группы видов деятельности. В первую входят те виды, внутри которых происходит освоение смыслов, задач и норм отношений между людьми и, как следствие, социальное и личностное развитие ребенка (его желания, чувства и интересы). Вторую группу составляют виды деятельности, в которых ребенок усваивает способы действия с предметами. Это является основой формирования интеллектуальных, познавательных и технических возможностей детей. Исходя из вышесказанного, игрушки делят на: 1. Игрушки, способствующие социально- эмоциональному развитию (или развитию личной сферы), предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами. В эту группу входят различные виды животных; куклы со всевозможной кухонной утварью; наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин; детали костюма и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и шапочка врача, руль для машины и другие); транспортные игрушки. 2. Игрушки, способствующие развитию интеллектуально- познавательных и моторных способностей. В эту группу входят всевозможные кубики, конструкторы, пазлы, мозайка, лото, домино и другие. 3. Игрушки, для физического развития и воспитания ребенка (укрепления здоровья, формирования силы, выносливости, ловкости, меткости и пр.) к этой группе относят мячи, обручи, скакалки, кегли.
Для детей от 3лет ведущей является предметная деятельность, в которой ребенок овладевает различными действиями с предметами, учится соотносить форму, размер, расположение отдельных деталей. Поэтому и игрушки необходимо выбирать из второй группы. У детей от 3 до 6лет характерна ролевая игра, для которой необходимы игрушки из 1 группы. выбирая игрушки важно ориентироваться на возраст и стремиться к тому, чтобы в распоряжении ребенка были все виды игрушек, способствующих развитию сфер жизнедеятельности. Обращать внимание важно и на размеры игрушек (большими трудно играть) и на технические качества (прочность, качество изготовления, безопасность для здоровья). Важнейшим требованием к игрушке является ее соответствие интересам самого ребенка, а не взрослого, который приобретает данную игрушку. Ребенок только в том случае захочет действовать с ней, если игрушка предоставляет возможность что-либо с ней делать. Помните, что игрушки более простые и менее определенные допускают широкий спектр игровых действий. Чем более завершена игрушка, тем меньше простора для творчества. Кроме того, она должна быть опорой для самостоятельных действий. Материал игры должен позволять постановку и самостоятельное разрешение задач и содержать не только загадку, но и подсказки. Лучшим вариантом служат игры с направленностью на совместную, общую деятельность. Они учат согласовывать свои и чужие действия, подчиняться законам совместной игры. Таким образом психолого-педагогические требования с ней были осмысленными, многовариантными, самостоятельными и включенными в совместную игру. Она должна вызывать гуманные чувства и стимулировать позитивные социальные действия.
В возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш становится более самостоятельным. В этот период уже можно купить ребенку меховую игрушку, с которой он будет замечательно засыпать. К 3-м годам он начинает усваивать функциональное назначение предметов. Поэтому необходимо расширить набор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более легкой. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребенку легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально. К 3-м годам игрушки, живущие у ребенка, должны увеличиваться в размерах: большая кукла, большая машина, большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включать и всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подскажут ребенку, как с с ними действовать. Например, пирамидка с конусовидным стержнем не позволит ребенку хаотично нанизывать колечки, он должен будет понять принцип сбора пирамидки. Также в этот период нужно вводить в его жизнь различные настольно – печатные игры. К 4-5 годам живой интерес у ребенка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребенок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребенку начинают быть доступными все виды игрушек: и куклы, и строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельности, и различные технические игрушки. Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машинки, а девочки- куколи все, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозайки и лото. К 6-ти годам у ребенка просыпается интерес к моделированию, конструированию, т.е. к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить своими руками. Все вышеперечисленные игрушки можно отнести к так называемым «готовым формам» , т.е. эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено функциональное назначение. Но существует еще одна, не менее важная группа- предметы- заменители. Она включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно не нужные вещи, а точнее – мусор. Но для ребенка это наиценнейший материал для развития фантазии и творчества. Это всевозможные лоскутки, перья, коробочки, обрубки дощечек или палочки, фантики, обломки чего- нибудь и т. д. Введение этих предметов целесообразно с 2-3 ле, так как именно в этот период происходит развитие активной речи, а предметы заменители ставят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного пространства за счет введения воображаемой ситуации( «как будто»). И в заключении хотелось бы сказать следующее: «Никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимым папой и мамой!» именно это можно реализовать во время создания игрушки. Создание игрушек- всегда творчество, изобретение нового (даже если это изготовление по готовым выкройкам).
Психологи напоминают.
• Игрушка является специфическим носителем массовой информации. Поэтому очень важно подумать: КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ НЕСЕТ ЖЕЛАЕМАЯ ИГРУШКА? • Подлинная игрушка утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. • Игрушка способна кроме прочих выполнять и психотерапевтическую • функцию. Именно поэтому детям иногда очень важна не та игрушка, которую вы купили, а обычная ветка или коряга. Даже обычные камушки могут быть средством обучения, различения и лечения. Такова ли игрушка, которую хотите Вы купить? • Буйство красок, звуков, неестественность ракурсов и форм, неестественность графических решений с экранов ТВ и компьютеров – является формой сенсорной агрессии по отношению к ребенку. Это вызывает деформацию восприятия цвета и звука, запаха и прикосновения, представлений о хорошем и плохом, о добре и зле. Маленький человечек лишается уверенности в том, что мир прочен, надежен, стабилен, безопасен. Именно поэтому нарушается адекватная социализация ребенка и его управление собственным поведением. • Сейчас в продаже большое количество монстров, покемонов, роботов - трансформеров, человек- паук и др. однако, как бы ни был хорош сюжет мультфильмов, из которых пришли эти герои, все эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка. Зачастую такие фантазии реализуются по отношению к более слабым. Дети за основу берут агрессивную форму контакта с окружающим миром. Любое проигранное действие способно воспроизводится в реальности.
|
Категория: Игрушки в жизни ребенка. | Добавил: Александра (02.02.2012)
|
Просмотров: 592
|
|
|